Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

ПИФИЙСКИЕ!!!!!!!!

12.54 КБ


Территория 26 (200)

Автор настоящей рубрики изредка слышит в свой адрес читательские упреки в том, что он якобы усматривает мифологические и исторические корни там, где их нет и никогда не было. Не скрою, эти заявления повергают автора в глубокую задумчивость. В этой задумчивости он недавно растерянно бродил по улицам, пока не наткнулся на громадный транспарант, извещавший его (да и всех остальных) о проходящих в Саратове Вторых Дельфийских играх. Это во-первых, стало для автора подтверждением глубокой правоты его дела, ибо ничего мифичнее Дельфийских игр в современном городе представить нельзя. А во-вторых, это подвигло его припомнить историю этих самых игр. Начиная даже не с Первых, а с тех самых времен, когда они не только не были Всемирными, но и проходили не в Саратове, а еще, как очевидно из названия, в Дельфах.
На заре времен молодой амбициозный бог Аполлон, уже утвердивший свое место на Олимпе искал в Греции место, где можно было бы открыть свое земное представительство. Почему-то ему приглянулось местечко на склоне горного массива Парнас. Местечко называлось Дельфы и там уже находилось древнее святилище богини Земли. Святилище от незваных гостей сторожил громадный змей. Более поздние авторы упоминают вскользь, что в свободное от обязанностей сторожа он еще и опустошал окрестности. Но здесь явно присутствует некая натяжка: окрестности, скорее всего, и так были пусты, ибо ни один нормальный человек, если он конечно не бог Аполлон, не будет селиться по соседству с огромной змеюкой.

Чтобы выполнить задуманное, Аполлону пришлось пресмыкающееся застрелить. Сделал он это явно наспех, даже не поинтересовавшись, как существо зовут. Из-за этой неясности древние авторы не могли договориться об имени погибшего: одни считали, что раз гад обитал в Дельфах, то звать его могли только Дельфиний. Другие возражали, что если бы его звали Дельфиний, то он бы был похож на дельфина или хотя бы на певца Дельфина, в то время это как был змей вроде питона, поэтому иначе как Пифоном звать его не могли. Наконец, всей цивилизованной Элладой пришли к выводу: при жизни существо звалось Дельфиний, а как пришел ему конец, выяснилось, что на самом деле он был Пифон. Опять-таки натяжка, но традиция прижилась. Читаем у А.С. Пушкина:

Лук звенит, стрела трепещет,

И клубясь издох Пифон;

И твой лик победой блещет,

Бельведерский Аполлон!

На месте славной победы как-то сам собой возник город, в котором Аполлон учредил институт по предсказанию будущего и игры. Причем из уважения к поверженному сопернику он использовал оба имени своего предшественника. Оракул стал Дельфийским, а игры, соответственно, Пифийскими. Дельфийскими их называли крайне редко, чтобы подчеркнуть, что они не Афинские и тем более не Спартанские.

Город сразу стал процветающим, потому что к оракулу стали со всей Греции и окрестных стран съезжаться неуверенные в себе люди, желавшие узнать свое будущее.

Отдельно следует рассказать о способе это будущее предсказывать. Штатная предсказательница ­– Пифия – некоторое время дышала над сосудом с отваром ядовитых трав, пытаясь в их дыму рассмотреть будущее, а потом прорицала. С позиций скептичного двадцать первого века можно предположить, что именно можно было наговорить, ежедневно нюхая всякую мерзость, однако в ту пору сомнений ни у кого не возникало. Секретариат жрецов дословно записывал текст, произнесенный Пифией, и за значительную плату вручал вопрошавшему. Пифии часто менялись ­– хроническая токсикомания не способствует долгой жизни, что делало прорицательскую профессию еще более авторитетной, а ее продукцию – не подлежащей сомнению. Хотя, ответ не всегда соответствовал вопросу и давал широкий простор для толкования. Например, спрашивает человек, нужно ли ему жениться или, скажем, стоит ли отправляться торговать в Персию, а в ответ ему писали что-то вроде «Раздвоенного копыта берегись в час предзакатный» или что-то в этом роде. Привычка все время интерпретировать бессвязные восклицания развила у эллинов богатое абстрактное мышление, что и привело к созданию классической греческой философии.

Второй достопримечательностью Дельф были проходящие раз в девять лет Пифийские игры, в которых принимали участие профессиональные поэты-песенники. Этакий античный Грушинский фестиваль, только безо всякого намека на туристскую составляющую. Участники исполняли свои произведения под аккомпанемент арфы-кифары и получали за это ценные призы. Игры знали несколько печальных ситуаций. Так по легенде, козлоногий поп-исполнитель Марсий однажды вызвал на музыкальный конкурс самого Аполлона. Покровитель фестиваля был настолько ошеломлен прецедентом, что сразу после победы снял с Марсия шкуру и повесил на всеобщее обозрение. Однако, современный расцвет козлоногой эстрадной культуры наглядно демонстрирует, что дело Марсия, несмотря на гибель основателя, по-прежнему живет и побеждает.

Впоследствии программа фестиваля расширилась, к музыкальному конкурсу добавились театральный, танцевальный и живописный, а позже – что вообще трудно объяснить – атлетический и конный. Возросло число участников, в результате чего призы драгоценные были заменены символическими. Это сильно снизило стоимость мероприятия и позволило проводить его чаще – раз в четыре года. Дальнейшая история Пифийских игр была отмечена коммерциализацией и превалированием физкультурного элемента над художественным. А в IV веке нашей эры римские власти их вообще запретили. В 20-30-х годах XX века греки пытались традицию возродить, но надолго их не хватило. Вернулась традиция в новом тысячелетии, причем именно в Саратове. Почему именно в Саратове – загадка. Предполагаем, что была такова воля Аполлона.

Перед началом Олимпийских игр в страну проведения из Греции доставляется Олимпийский огонь. К сожалению, областной бюджет не позволяет доставлять в Саратов ни дельфийский лавр, ни парнасский гиацинт. Начинающий исследователь мифотеррии с готовностью предположил бы, что в Саратов был некогда тайно привезен осколок Дельфийского храма или даже коренной зуб Пифона. Но правда для нас важнее изящной концепции, поэтому мы честно говорим, что такого не было. По крайней мере, нам о такой спецоперации неизвестно.

И, наконец, специально для жителей других городов приводим краткий перечень игр, которые после возрождения Олимпийских и Дельфийских остались невостребованными со времен древней Греции и ждут своего часа:

Панафинейские игры – учреждены героем Тезеем в Афинах не то в честь победы над Минотавром, не то в честь восстановления территориальной целостности аттического региона. Имели явный гражданско-патриотический уклон.

Истмийские игры – проводились по инициативе властителя морей Посейдона, в память утонувшего царского сына Меликерта. Вначале были исключительно спортивными состязаниями, потом включали в себя художестенно-поэтическую номинацию. Характерно, что победитель получал не лавровый венок, а венок из сельдерея.

Немейские игры – учреждены сверхгероем Гераклом в честь расправы над Немейским львом. Являли собой спортивный состязания с проебладанием борьбы и спортивной охоты.

Гиакинфии – учреждены тем же самым Аполлоном после досадной гибели его любимца Гиацинта. Не рекомендуются для проведения в местностях, где большинство населения составляют гомофобы.

Tags: paperback writer, лекции для колхозников, мифотеррия
Subscribe

  • Коротко о моих идеалах

    Коротко о моих идеалах: Американский певец-"шептун" Тони Беннет, которому в августе исполнится 95 лет, анонсировал несколько…

  • Мои московские пиджаки

    Я в фейсбуке рассказываю подлинную историю: Студенты театрального института спрашивают «К. М. , сколько у Вас пиджаков?». Я говорю:…

  • Международный день The Beatles

    Какое нам дело до того, что Международный день The Beatles – не официальный праздник и на самом деле ЮНЕСКО его не утверждала! Тут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments