Мой сенсей настойчиво призывает своих учеников отказаться от употребления таких слов: «задействуем», «задумка», «человечек», «порешаем» и особенно «озвучить». Невозможность нормальному человеку использовать каждую из этих лексических единиц он обстоятельно и подробно аргументирует. В основном он объясняет это чиновничье-бюрократическим опошлением языка, проявившимся, в частности, в распространении этих форм. С «человечком», например, я полностью согласен. А вот в случае с «озвучить» пришлось за собой последить.
У меня есть и свой список слов-врагов. Думаю, самое время начать про них говорить. На пользу журналистам, братьям-блогерам и прочему цивилизованному человечеству. И себе, в первую голову.
Сразу оговорюсь – считаю себя вправе поучать не оттого, что считаю себя эталоном стиля ( Я от эталона далек как от Атлантиды - и вдаль и вглубь, мою сестру и мою куму спросите, они вам про мой образ писания много чего наговорят), а оттого, что по копирайтерским обязанностям вынужден часто менять работу в одном стиле на работу в другом. Поэтому их границы ощущаю обостренно.
Итак, «дети запишите в тетрадь и заучите слова, которые нельзя говорить!» (с)
Нежелательно в репортажах и отчетах использовать слово «ребята» применительно к исполнителям и артистам (если только они не относятся к младшему или среднему школьному возрасту). Пример: «За период своего недолгого существования ребята смогли завоевать сердца слушателей» - не надо так писать))). В коментах и твитах – пожалуйста. А если пишете пост, заметку или репортаж – лучше пренебречь. Само употребление этого слова навевает общую атмосферу школьной стенгазеты и демонстрирует ваше надменно-снисходительное отношение к героям. В общем, вы выглядите надутым индюком, и при этом школотой.
Очень бы советовал избегать в письменной речи слова «сей». Никто же не запрещал простое слово «это»! Сейчас объясню, в чем тут дело. В начале девяностых годов двадцатого века на волне отрицания советского стиля и определенной идеализации дореволюционного образа жизни этот архаизм стал широко распространен, как маркер «высокого» стиля в качестве стилизации под «правильную» жизнь, под тот русский мир, который еще не знал социалистической революции. Но с тех пор прошло более двадцати лет. И сейчас словом «сей» хотят сделать стиль текста поизящнее, а получается в результате пошлость и неоправданная претенциозность.
Ни при каких обстоятельствах! Никогда! Ни за что! Не употребляйте оборот «имеет место быть»! Этот бессмысленный и семантически корявый оборот был придуман партийными чиновниками СССР. Это кричащий показатель того, что у вас нет возможности нормально выражать свои мысли и идеи. Он демонстрирует, что Ваш мозг загажен канцеляритом и казёнщиной. Если Вы не крупный руководитель, не говорить так! Если руководитель, то тоже попробуйте сопротивляться окружению. Употребляйте вместо этого: «наличествует», «присутствует», «действует», «функционирует», «есть». В крайнем случае – «имеет место». Но «быть» к нему не прибавляйте. Ибо «имеет место» - это уже законченная единица.
Вот теперь о сложном! Непросто, но оно того стоит. Высший пилотаж – избегать в репортажах слова «мероприятие». Это тоже наследие канцелярита, которое лезет совершенно в любую по тематике заметку. Согласен, оно хорошо прижилось и имеет почти универсальную валентность. Но именно эта универсальность и становится причиной беды. Это слово ни о чем. Общее – но пустое. Дословно «мероприятие» - «принятие мер». А, скажем, концерт, детский утренник, презентация или митинг – это не принятие мер.
С этим непросто. Взяв на себя добровольное ограничение не использовать эту лексему, я часто подолгу ищу соответствие: «особое событие», «ивент», «встреча», «торжественное заседание» и т.д. Иногда выходит не идеально. Зато Мировое Зло в воплощении чиновничьего новояза не отравляет мозг.
Продолжение.