Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

  • Music:

К открытию памятника Олегу Табакову-1

29 августа в полдень на Театральной площади Саратова будет торжественно открыт памятник народному артисту Олегу Табакову. Скульптурная группа будет изображать Олега Савина (героя фильма «Шумный день», первую роль Олега Павловича) и кота Матроскина (национального любимца страны, которого фигурант озвучивал).
Не касаясь художественных достоинств памятника (я на момент написания его не видел) не могу не отметить необычайно удачный выбор скульптором  Андреем Щербаковым изваянных персонажей. Олег и Матроскин обозначают две крайности, два полюса в отношении нашего соотечественника к материальным благам.

Юный Олег Савин – пламенный идеалист, противник мещанства,  болезненно переживающий то, что человек способен предать свою индивидуальность, свой талант, свою мечту и даже свою семью ради материального комфорта. В центральной сцене фильма он бросается на дефицитную мебель с отцовской шашкой – этот символ был понятен каждому советскому человеку: мещанство способно перечеркнуть идеалы «комиссаров в пыльных шлемах». Деньги и вещи угрожают заменить иные ценности. Олег идет против пошлости приобретательства с оружием в руках. Он комичен, но благороден. Поступок ребенка, но убеждения принадлежат уже взрослому человеку.

Нарисованный Матроскин, напротив, - гений быта. Трудолюбивый, скупой, пытающийся компенсировать свою жизнь, «полную лишений и выгоняний», обустройством комфортабельного простоквашинского мирка. И при этом – не ограниченный, а, напротив, мудрый. В дискуссионном пылу он способен походя выдавать афоризмы и крылатые выражения, которые телезритель растащит на цитаты.

Матроскин – отнюдь не идеал нравственной чистоты. Он  – плоть от плоти советского строя  – считает естественным, что если его дядя (вымышленный?) работает сторожем на гуталиновой фабрике, то у него, естественно «этого гуталина завались, вот он и шлет кому попало», то есть оправдывает бескорыстное воровство. Он искренне полагает, что превращение Шарика в ездовую собаку – не только удачное хозяйственное решение, но и антидепрессивная мера.  Он вообще склонен третировать своего соседа. Но ведь зритель формирует свою оценку не через Шарика, а через мальчика – преобразователя действительности, колонизатора простоквашинского болота (Олега Савина восьмидесятых), которому Матроскин искренне и бескорыстно предан, кого он бережет от всех невзгод, кроме, разве что, ангины.

При всей его «приземленности» Матроскин не похож на мещанина. Это философ, теоретик, мудрец, решивший, наконец, и применить свои знания на практике, и пожить в свое удовольствие. Матроскин стал знаковым этапом для актера. Неслучайно в свои пожилые годы, Олег Павлович дарит интонации нарисованного кота почти всем своим героям.

Многие в своей жизни совершают переход от Олега Савина к Матроскину. Это во многом касается и фигуранта: сравните Лёлика и «Современника» и Палыча из МХАТа. Олег Павлович играл в современниковской «Обыкновенной истории» и дядю, и племянника. В разные годы, естественно. И в каждой роли был гармоничен, ибо каждая роль отвечала личности самого исполнителя, молодого и пожилого. Молодой Табаков не стеснялся объяснять феномен Хлестакова на примере из собственной биографии. Сейчас Олег Павлович на такое бы не пошел. И правильно. Всему своё время.

Есть, конечно, и такие люди, эволюция которых ведет от Матроскина к Олегу Савину. Эта группа немногочисленна, но их путь – результат собственного жизненного опыта, обретения собственной философии и нелегкого нравственного выбора. Имя им, конечно, не легион, но несколько когорт они уже образовали. И еще миллионы соотечественников занимают каждый свою точку в системе координат, заданной полюсами Савина и Матроскина. У каждого своя судьба, своя история, да и достаток-то у каждого свой.

Интересно вот что. Матроскин (как  и мещане-родственники Савина) – персонаж сытых времен. Сытых, благополучных, уравновешенных. Савин, напротив, наследует бурям и стройкам.

Если качество жизни будет падать, вызовет ли это к жизни больше савиных?
И, кстати, будет ли это благом?
Tags: лекции для колхозников, логофилия, советские газеты до обеда
Subscribe

  • Не откладывайте книги на потом!

    28 декабря 2019 ( sic !) я в гостях у своего Юного друга и покровителя начал по его рекомендации читать новую (на тот момент) книгу Пелевина. Это…

  • Мои московские пиджаки

    Я в фейсбуке рассказываю подлинную историю: Студенты театрального института спрашивают «К. М. , сколько у Вас пиджаков?». Я говорю:…

  • Машенцеву - 46. Скучаю

    Я вообще-то уже привык отмечать день рождения Машенцева без Машенцева. Но сегодня мне опять очень грустно. Мне опять тебя не хватает, Мар.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments