Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Category:
  • Music:

Зеленый самолет "Вокруг света: Сны Запада". Рецензия

Зеленый самолет "Вокруг света: Сны Запада"

  1. Весна

  2. Друг из ниоткуда

  3. Золотая птица

  4. Звёзды

  5. О счастливой любви

  6. Облака

  7. Апрель

  8. Растаман

  9. Девятый блюз

  10. Герой

  11. На острова

  12. Коwбой

  13. Дом

  14. Старый Билл

  15. Рыбы

  16. Остров

  17. Счастье летит

В записи участвовали:
Александр «Луч» Лозяков – вокал, гитара, варган («Герой), мелодика («Дом»), антропофлейта («Счастье летит»);
Кир Теплов – бас, бэк-вокал («Весна», «Старый Билл»)
Сергей Рогожников – ударные, бэк-вокал («Весна», «Старый Билл»)

А также
Илья Фильчагов – запись, сведение, синтезаторные сэмплы, звуковые эффекты
Обложка Елены Мороз

После длительной (я бы даже сказал – затяжной) студийной работы банда добрых песен «Зеленый самолет» под опекой систематичного и скурпулезного Ильи Фильчагова (
rocksteady_24) завершила альбом, который должен стать первой частью дилогии «Вокруг света». Скачать можно здесь!  Главной темой стали сны и фантазии, несколько условно отнесенные к Дикому Западу. Это-то по большей части удалось, но вы же понимаете, что второй том им надо будет привязывать к стилистике Востока и при этом избегать однообразия. Внутренний пессимист опасается, как бы группа не загнала себя в угол таким концептуальным решением. Впрочем, уверен, что они выкарабкаются. Это стиль китайских комсомольцев – сами создают трудности, сами преодолевают.

Пока альбом размещен исключительно в б-гомерзком вконтактике (части раз и два), но обещается и презентация и даже физический носитель. Будем ждать. Upd. Альбом можно взять с трекера.

В моём отношении к настоящему альбому присутствует один исключительно субъективный момент, который не будет виден остальным слушателям. Но лично мене он существенно поднимает настроение и заставляет верить, что идеи не просто витают в воздухе, а периодически избирают тех достойных, кому на голову сесть. Дело в том, что десяток лет назад мы с «З-бэндом» пошли тем же путем и разделили свою сагу о фантазиях и снах «Страшилки и колыбельные» на два тома: «Слонопотамы и буки» и «Охота на Снарка». Но в той дилогии мы слишком уткнулись в тойтаун-поп и любительщину, поэтому дилогия (особенно часть первая) вышла… эээ… технически несовершенной. А здесь следует отметить высокое исполнительское и продюсерское мастерство всех участвовавших в работе. А теперь, когда я уже влез со своим ненасытным эго в пост о чужой работе и нам ничего больше не мешает, давайте все-таки ab ovo обратимся к материалу.

Я очень высоко ценю талант Александра «Луча» Лозякова и как автора, и как исполнителя. Причем, мне долгое время казалось, что «Зеленый самолет» во многом нивелирует его экстраординарность, которая более явно проявляется в его одиночных выступлениях и дуэте «Луч и Фенька». Даже в других проектах, где Луч играет то на гитаре, то на басу, этот исполин духа казался мне более органичным. Переломила моё мнение именно эта запись, где группа предстала рецензенту как цельное явление, и внимание наконец-то сконцетрировалось не столько на Луче, сколько на коллективе как обособленной и синкретичной боевой единице.

Спасительное самопровозглашенное жанровое определение «Мульт-рок», с одной стороны, оправдывает фантастические, детские или подростковые образы, оказывающиеся в центре тем песен, а, с другой, выписывает индульгенцию на любые стилистические эксперименты. И это становится причиной того, что и музыкально, и поэтически выдержать вестерн-концепцию на протяжении всего диска. Практически все кантри, блюзы и вестерн-боевики отнесены на вторую половину, а все начало и лирически и даже аранжировочно посвящены теме Весны во всех ее проявлениях.
Впрочем, для чего еще существуют взятые на себя рамки, как не затем, чтобы была возможность их красиво нарушать? А вторая часть –да, тематически выверена. Центром цикла становится композиция «Герой», обозначающая мифологизированное абсолютное прошлое нарисованной ансамблем страны (Зануда-педант тут обязательно сказал, что хронотипическое противопоставление «прошлого» и «настоящего» здесь параллельно отношениям вымысла и реальности, но это и так понятно, так что, нечего засорять текст рецензии банальностями!). А такие номера как «Старый Билл», «Коwбой», «Дом» и «На острова» наносят сочные мазки на тщательно прорисоваемый художественный мир. Причем, в какой-то момент группа не удерживается и начинает подсказывать непонятливому слушателю. Так в «Доме» цитата из игловского «Doolin-Dalton» выглядит попыткой натолкнуть непонятливого адресата на стилистические ассоциации, которые у него и так уже возникли – по гармонии, по аранжировке et cetera.

Диск содержит очень высокого уровня материал. За незначительными исключениями: например, рецензент со свойственной ему субъективностью уверен, что песня «Апрель», например, не стоила потраченного на неё студийного времени. Отдельно хочется отметить загадочный «Девятый блюз», боевик «Весна» и абсурдистских «Рыб».

Верная своему подзаголовку «банда добрых песен» создала мир, в котором комфортно было бы жить. Принципиальная эмоциональная открытость, определенная бесконфликтность и обезоруживающая доброжелательность (не сказать – наивность) заставляют вспомнить все топовые отечественные коллективы, работающие или работавшие в рамках этой философии – «Грассмейстер», «Секрет», в меньшей степени «Браво». Кстати, в композиции «Дом» влияние мелодизма М. Леонидова заметно чуть более чем может себе позволить такой серьезный автор как Лозяков.

Это хипповое тотальное благодушие могло бы стать наиболее уязвимой приметой альбома. Все-таки с таким подходом немудрено было скатиться в банальность и пошлость. Тонкая кромка, по которой музыканты должны были пройти, не свалившись ни к Сцилле «розовых пони», ни к Харибде «правильного Русского рока» (труруро), где герой просто обязан глодать свои внутренности на завтрак, обед и ужин, чтобы оправдать само свое существование в песнях. Со вторым «Зеленый самолет» справился легко. А в первом помогла отличная гитарная работа Луча, работа со звуком, жесткий и при этом благородный саунд, да и просто умелые руки. Любителям стильной гитары рекомендую стильную и выверенную композицию «Коwбой», где лидер коллектива раскрывает несколько секретов доверительных отношений со своим инструментов. Отдельное спасибо
rocksteady_24-Фильчагову, что он, не остановившись на том, что записали пришедшие к нему в студию музыканты, набросал то там то тут россыпи виртуальных синтезаторов и превратил голос Луча на «Счастье летит» в компьютерную блокфлейту.

В принципе, в настоящее время, когда вслед за окружающим миром лирический герой русскоязычной рок-музыки распадается на части как в пикассовской «Гернике», передавая это ощущение фрагментарности слушателю, такое заявление цельности и структурированности мира вполне напоминает заявку на художественный подвиг.
Tags: застенчивый рецензент
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments