Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

"Славянская мифология" с последующим разоблачением

Во множестве недальновидных пабликов социальных сетей странные люди очень часто пишут всякую откровенную лабуду, ссылаясь на то, что описываемые ими обычаи или понятия (чаще всего в их случаях – вымышленные) ведут свое начало «из славянской мифологии». Позвольте мене на правах очень заинтересованного лица разъяснить несколько очень важных моментов.

Сократ знал о жизни то, что он в сущности ничего не знает. Современный человек знает о славянской мифологии еще меньше – он даже не в курсе, что он ничего не знает о ней. Ибо "что-то" он слышал. Но то, что он слышал, чаще всего к подлинной истории отношения не имеет.

Каждая национальная мифология проходит достаточно длительный и непростой период сведения региональных и местных мифологических систем в одну национальную.
Процесс этот насыщен разными парадоксами. Так, например, в древнегреческой практике аттический подземный (!) бог Посейдон-Колебатель неожиданно для себя получил место общегреческого бога морей и статус брата аргосско-микенкого бога неба Зевса-Громовержца, которого назначили руководить всей этой шарашкой. И одновременно разнесчастный Посейдон потерял общественную нагрузку покровителя города Афины, который отдали новому вожатому Афине Палладе. И, заметьте, через пару веков эллинам казалось, что пантеон так выглядел всегда. Потому что параллельно происходил процесс становления эллинов как нации. То есть, они оставались коринфянами, фиванцами, микенцами, спартанцами, но они уже осознавали, что все они – эллины. И что объединяет их греческая культура, греческий язык и одна общая религия.

В славянском случае процесс формирования национальной мифологии не был завершен. Крещение Руси прервало эту традицию. До прибытия греческих миссионеров, а также Путяты и Добрыни, крестивших как известно, огнем и мечом, тот же Перун, который сейчас воспринимается посконным аналогом Зевса, был божеством киевских земель и едва ли имел общеросский статус. А кого чтили на других землях, нам известно очень плохо. По крайней мере - очень фрагментарно. Мы и про Перуна с компанией знаем оттого, что он был удостоен публикации в «Повести временных лет».

Православная церковь много потратила сил, чтобы реальные сведения о русском язычестве было преданы забвению. Никаких этнографических проблем они в будущем не предвидели. Для них это был идеологический и политический враг, с которым надо было покончить так, будто его никогда и не было. Письменных памятников тогда не было, а устную традицию искоренить – дело той же пары веков. Более того, множество верований и обычаев ассимилировалось с православной традицией. Так Перунов день стал Ильей-прроком, после которого купаться нельзя и т.д. Русское православие поглотило русское язычество как Рим Грецию. И так же частично прониклось, если не буквой, то духом поглощенного феномена. А вытеснивший православную традицию социалистический быт окончательно ассимилировал и растворил всякое внятное понимание, что изначально на этой земле было. Канон не просто был утрачен – он даже не дожил до момента, когда должн был стать каноном.

А вот дальше пошло самое отвратительное – русская интеллигенция взялась все исправлять. Под влиянием немецкого романтизма, обратившегося к проблеме национального своеобразия, русские историки и поэты 19 века стали мечтать о том, чтобы в прошлом у русских людей была бы такая же гармоничная и ладная мифологическая система, как у древних греков или древних индийцев. А так как подлинных сведений у них практически не было, стали выдумывать заново, взяв за основу те же эллинские или ведийские образцы. Додумали, например, странные взаимоотношения между Перуном и Велесом, навешали на скотского скотьего бога Велеса чертову кучу новых функций. «Кабинетные мифографы» сочинили много красивых, но не имевших места в истории божеств: Ярило, Услада, Лада, Леля et cetera.

А еще начали, как они говорили, «реконструировать», а на деле фальсифицировать письменный славянский эпос. Все «Велесовы книги» и «Славянсике веды»
это абсолютный фейк, созданный в лучшем случае в 19 веке, а в худшем – вообще в 20-м.

В общем, цитируя Михаила Успенского (или кого он сам там цитировал?), «мифология славян – вообще дело темное и запутанное». Надо просто смириться с тем, что более-менее подлинных сведений о предмете практически не дошло и просто-напросто не фальсифицировать национальную историю своим доморощенным "креативом".


Tags: лекции для колхозников, мифотеррия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments