Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

Дневники фестиваля студенческих театров «32 мая». Второй день

Наверное, стоит упомянуть, что жюри в своих обсуждениях делились на два лагеря: одни из нас видели главным в названии фестиваля слово «театров», другие (в том числе, и я) – слово «студенческих». Иными словами, одни из нас напирали на то, что театр – это храм, другие – что мастерская. Поэтому, многие вещи мы воспринимали по-разному.
Хотя спектакли оценивали более-менее близко друг к другу.


Творческая мастерская «Нити».
Ж. Ануй «Орфей и Эвридика»

Берем большую пьесу, вырезаем множество линий, сокращаем до двух диалогов и играем.
Несмотря на это, спектакль – глоток чистого театра. Показательно то, что именно в этой постановке почти отсутствовала ансамблевость, ставшая общим местом этих показов. Можно было бы убрать квартет «Теней Эвридики» и получили бы исключение из правила. В диалоге Орфея (Артем Судаков) и Эвридики (Алина Зверева) было обозначено настоящее театральное взаимодействие. Материал был прочувствован, частная история была выведена на еще более частный, даже интимный уровень. Алину Звереву некоторые члены жюри даже отмечали как самую яркую исполнительницу фестиваля.
Правда, сцена мужского диалога Артема Судакова и Максима Сироткина сажает лиризм и драматизм завязки и наполнена просто воспроизведением текста.
Но напомню, что в конечном итоге именно «Нити» получили треуголку Мюнхгаузена – главный приз фестиваля.

Театр малых форм «Бис»
О. Уальд «Как важно быть…»


Об этих надо рассказать подробнее. Ибо с этой историей вышла история.
По факту: самые неопытные и неумелые исполнители фестиваля. Костюмы не носятся, на сцену выходят неубедительно, часть слов проглатывается, руки работают неубедительно, локти крепко прижаты к туловищу.
Я готов даже предположить, что перед нами выступал не студенческий, а школьный театр. Снова нахлынул неконтролируемый приступ неловкости.
Но тут происходит чудо. В отсутствии даже сносного театра гениальный текст Оскара Уайльда начинает работать и подавать себя сам по себе. А так как каждая фраза этой пьесы (одной из десятка лучших в истории мировой комедиографии) – это парадоксальный афоризм, все получается само собой, вопреки стараниям актеров.
В результате зал начинает смеяться и аплодировать – и принимает этих неумех лучше, нежели всех предыдущих, более квалифицированных исполнителей.
Такое вот литературное чудо. Изящная словесность сама свидетельствует за себя.

Театральный клуб «Маска»
У. Шекспир «Укрощение строптивой»


Наиболее сыгранный ансамбль, где каждый участник органично действовал в рамках
собственного амплуа-маски. Зрители реагировали очень тепло, встречая смехом большинство гигов  постановки.

Большая часть постановщиков фестиваля – это ученики Г.И. Шугурова. И, естественно, его фирменный стиль обречен повторяться в их работах. Так вот: узнаваемые моменты из «Укрощения строптивой» я видел в студенческих этюдах курса Шугурова-Кондратьевой, который спустя несколько лет выросли в спектакль «Теремка» «Сон в летнюю ночь».
У постановщика «Укрощения…» все было окончательно уведено в эстетику площадного театра. Причем Шекспир был задействован лишь как вполне формальный повод для ужимок и прыжков ансамбля. Могла быть использована любая другая литературная основа – результат был бы приблизительно таким же.
При этом комедия Шекспира была разъята на куски и часть из них была составлена в произвольном порядке. В результате, сюжет пьесы почти нельзя восстановить. Опять-таки вопрос – зачем именно эту пьесу? Отчего не "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера? Или не "Петрушку-иностранца" Маршака?
Профессионалы были недовольны спецификой театрального языка, я (если вы помните, фанат шекспировской редколлегии) обращением с литературной основой. В результате, жюри практически проигнорировало работу «Маски». Несмотря на высокую самоотдачу труппы.
---
Жюри было вынуждено поменять правила награждения и сценарий закрытия фестиваля.
В результате, после того, как наградили Свету Усову  –наставника «Нитей», никто из жюристов не сказал участникам ничего. Мне пришлось поблагодарить тех артистов, которые были в зале на момент моего ухода. Но не всю сотню, а только кого застал. И мне неудобно, что я не предусмотрел этого при обсуждении.
Но мне показалось, что мы забыли о самом главном – о студентах, игравших на сцене. Слишком увлеклись рассуждениями о театре и не сосредоточили внимание на самом главном - на энтузиазме юных людей, подаривших городу лишний день весны новый фестиваль.
---
А, кроме этого, фестиваль удался. Я получил удовольствие. Особенно от открытия.
Tags: застенчивый рецензент
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments