Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Category:
  • Music:

О чем же на самом деле сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр»?


Действие застает нас в критический для героя момент. Ему кажется, что мир вокруг него размыкается, распадается на разные части. И вещи не просто вываливаются у него из рук – в его гипертрофированном восприятии они, ведомые злой волей, осознанно покидают его.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги

за

сапогами,

Сапоги

за

пирогами,

Пироги

за

утюгами,

Кочерга

за

кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Мы пока не разбираемся в ситуации, но нам понятно – мир для юного человека изменился настолько, что, кажется, уже нереально вернуть его первоначальную конфигурацию.

И вот теперь, когда он благополучно лишился всех примет своего традиционного быта, мы, наконец, получаем возможность понять, что именно стало причиной детской трагедии.

Оказывается, жесточайший эдипов комплекс!

Мама героя вышла замуж. Или просто привела в дом кавалера.

Это становится понятно из ключевой фразы «Вдруг из маминой из спальни… выбегает…». Понимаете? «Из маминой». Не «из родительской». В восприятии героя эта спальня ранее была исключительно «маминой». То есть, его отец умер или покинул их до того, как ребенок вступил в осознанный возраст. Что, учитывая дату написания (1921 год), представить нетрудно.

Итак. Долгое время (может быть даже «всегда» (в понимании героя-ребенка, естественно)) спальня была «маминой», а теперь там обосновался чужой мужик. Неприятие его настолько сильно, что в своём слишком уж развитом воображении рассказчик отказывает узурпатору даже в человеческом облике, рисуя его увечным предметом мебели. Настолько сильна клокочущая в нем ненависть. Именно под влиянием пришельца и распадается прежний мир, меняется обстановка в доме, исчезают привычные для ребенка вещи. Герой чувствует себя жертвой направленного террора.

В чем же заключается террор? Скорее всего, новый мамин муж (или хахаль) обнаруживает в доме не в меру избалованного ребенка и решает сделать из него настоящего мужчину. Причем, так как он, скорее всего отставной военный (с одной стороны, он в фантазиях ребенка представляется как «Умывальников Начальник и мочалок Командир», а с другой, напоминаю, специально подчеркивается его хромота), со степенью нажима на неженку-пасынка он мог и переборщить. Например, он вполне мог в виде наказания лишить ребенка доступа к каким-то привычным для него вещам. Отсюда и рисуется в воспаленном мозгу героя начальная сцена с утратой предметов.

Особое усердие отчим, очевидно, проявил в вопросах воспитания навыков личной гигиены. Повод, конечно, мог быть и совсем другим, но в голове у ребенка замкнуло именно так случилось так. Стремясь радикально противопоставить себя агрессору, герой сам воображает себя грязнулей, а его – умывальником. Мессэдж понятен: «Я не такой как он! Я не хочу быть на него похожим! У меня с ним ничего общего!» .

Но отчим со своими воспитательными порывами не унимается. Тогда ребенок сбегает из дома. Он обращается к семье маминых друзей, или даже к своим друзьям, живущим в районе Таврического сада (развить бы эту топонимику на досуге – К.З.). Почему его друзья через его декодер ассоциаций прошли как семейство крокодилов – моих аналитических способностей на это уже не хватает, дальше уж вы сами.

Глава дружественного семейства вначале поддерживает героя (глотает мочалку). Но не забываем, что мир вокруг мальчика, перенесшего эмоциональную травму, продолжает рассыпаться на кусочки. Обречена и его дружба с крокодильим семейством.

Очевидно «Крокодил» доволен, что мама рассказчика нашла себе мужика. Или просто он пытается уговорить ребенка вернуться домой. Герой не узнает своего друга. Он считает, что его предали последние из тех, кому он мог довериться. Советы вернуться домой и попытаться подстроиться под требования не в меру ретивого отчима воспринимает как опять-таки агрессию.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!».

Разочаровавшись в последнем, что, как ему кажется, связывало его с разлетевшимся на куски миром, герой меняет модель поведения. Несмотря на очевидный разрыв с Крокодилом, он принимает его совет на вооружение.

Нигде в тексте не написано, что герой раскаялся и изменил свою позицию. Нет, он, вместо того, чтобы идти на открытое противостояние, просто стал последовательно выполнять то, что от него требует Мойдодыр. Результаты не заставили долго ждать – целый ряд имевших ранее место наказаний отменяется. Герой получает назад некоторые из утраченных ранее вещей.

Длинный и пафосный монолог про умывание в финале демонстрирует, что, пройдя путь лишений и утрат, герой понял, как надо манипулировать чужаком. Он начинает выполнять наставления узурпатора и лицемерно усыплять его бдительность.

Возможно, он его скоро утопит.

Tags: лекции для колхозников, логофилия, табличка "сарказм"
Subscribe

  • Лето без "Бурлаков"

    Сегодня должен был в третий раз вести мини-рок-фестиваль «Бурлаки на Волге» (а заодно выступать на нем в составе…

  • Записки ленивца # 37

    Что нужно, чтобы я отдохнул за ночь? Нужно просто, чтобы всю ночь не снилось продолжение работы. Один раз за неделю так было – поднялся…

  • Куртуазность и своевременность

    Театральный институт. Завершилась последняя лекция семестра. Студентки по одной подходят и что-то спрашивают о грядущем экзамене, поочередно озаряя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments