Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

  • Music:

Артемиды шоппинга и форейтор Заката



Второй выпуск рубрики "Мифотеррия".
Опубликован в журнале "Территория" № 18 (204) в сентябре 2008 года.
Автора настоящей рубрики в пору юности лучшие подруги брали с собой за покупками. «Зачем?!», – отчаянно вопрошал будущий автор рубрики – «Мне на тебе понравится все, что ты выберешь!». «А если мы ничего не выберем?», – строго отвечали девушки, – «ты будешь ходить с нами, терпеть до последнего, а когда поймешь, что перебор, скажешь: стоп, мне больше всего понравились варианты номер четыре и номер двадцать один, бери один из них и пойдем уже отсюда!». Так мы и поступали.
То, что целенаправленный поиск товаров, известный в новоязе под названием «шоппинг» – это ритуал, вам подтвердит любая современная девушка. Он расслабляет ­– позволяет отвлечься от большей части стрессов рабочего или учебного дня. Он занимает длительное время: чем дольше, тем лучше – ведь перемена занятия и есть лучший отдых. Он как нельзя лучше в условиях современного города дает представление о многообразии окружающей действительности.
Мужчинам легче – у них есть, скажем, рыбалка. У некоторых избранных есть еще и охота, но и удовольствие это дорогое, и ресурсы дичи за тысячелетия истощены, а главное, слишком глубоко спрятался в современного мужчину неуязвимый охотник древности. Рыбалка общедоступнее. Причем, сомневаюсь, что все ловцы настолько любят есть рыбу, что ради вкуса ее готовы на многочасовую прибрежную неподвижность. Тут дело в той же смене занятия, в поединке с природой. И еще, что немаловажно в испытании удачи. Именно долей удачи, а не размером «трофея», меряются рыбаки, сравнивая улов. У кого удача, выраженная в совокупных масштабах пойманных рыб больше, тот явнее претендует на роль альфа-самца. А вот девушек и женщин, фанатеющих от рыбалки, я знаю не больше десятка.
Шоппинг более удобен, нежели рыбалка. Успех рыбака зависит от слишком большого стечения обстоятельств. Примитивно его можно сформулировать вопросом «клюнет - не клюнет и кто». В шоппинге человек все-таки играет активную роль. Товары с самого начала перед ним и дело только в выборе.
Но от простой покупки шоппинг как раз и отличается своим уподобление магической охоте. Формула покупки бытовая: «я знаю, что мне нужно я иду и покупаю». Формула русского шоппинга известна нам еще из сказочного наследия «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что». Активность покупательницы маскируется под поиск сокровищ. Создается впечатление, что То-Что-Именно-И-Нужно таится где-то глубоко в товарных развалах, надежно укрытое неведомыми силами. И начинается увлекательный квест с предположениями, поиском вариантов, признанием ошибочности пути. Для того чтобы волшебный путь не показался утомительным, он сопровожден самым интересным и увлекательным эелементом – примерками. Многообразными, хаотическими бесконечными. Некоторые начинающие исследователи мифотеррии убеждают, что именно в примерках и скрывается главная суть шоппинга. Вывод конечно, очевидный, но достаточно поверхностный. Даже самая увлеченная искательница приключений мечтает о большой любви. Никакие тысячи примерок не в силах заменить удовольствия от сделанной покупки. В шоппинге женшина уподоблена охотнице, ловящей свою Удачу. А удача как многоликий Протей постоянно норовит изменить свое обличие: то прикинется яркой юбкой, то строгим черным платьем, то обернется драгоценностью и закатится в ювелирный отдел. И летят наши охотницы, настойчиво откидывая все «неверные» варианты, пытаясь углядеть, где скрывается от них их маленькое персональное «счастье». Такое впечатление, что сама Артемида, не сумевшая в далекой античности отыскать свое собственное, в этот миг воплощается в них и ведет их своей олимпийской интуицией. И как будто летит за каждой из покупательниц невидимая свита охотничьих псов и проворных доезжачих – все преследуют чудесного перевертыша. Если хитрая, меняющая внешность удача все-таки будет схвачена за хвост, то в качестве добычи она немедленно превратится в могущественный талисман, вызывающий зависть и удивление и противостоящий влиянию ежедневного стресса от работы, учебы, семьи, личных и общественных драм. Естественно только в том случае, если на самом деле «идет».
Нередко встречаются случаи так называемого соревновательного шоппинга. Он совершается группой девушек или женщин (от двух человек и до большой компании) и заключается в состязательной трате денег на разнообразные товары, которые, может быть, впоследствии, будут не так часто носиться. Речь, конечно, не идет о скупке всего, что глаз видит. Все необходимые элементы будут соблюдены: и приятные многочисленные примерки и бесчисленное количество раз повторенное слово «не то», и попытка рассмотреть самое-самое. Но здесь речь уже не идет о поиске кусочка истинного Счастья. Здесь срабатывает схема мужской рыбалки: нужно, во что бы то ни стало, выяснить, кто же является наиболее удачливым ловцом. Таких Артемид знают в лицо сотрудницы бутиков и распродажных центров и кивают им как старым знакомым. Уличные зеваки привыкли их видеть только с яркими пакетами в руках, и, однажды заметив их без покупок, могут просто не узнать.
В разных уголках Южного полушария сохраняются обычаи, когда соседи, чтобы показать свое пренебрежение к материальным ценностям, в состязательном виде уничтожают свое родное имущество: закалывают скот, поджигают поля, разрушают жилища. Победитель в этом самоистребительном марафоне признается соплеменниками «настоящим мужиком». Этнографы называют это состязание «потлач». Его элементы проникли и в некоторые обычаи Европы: так до последнего времени итальянцы, празднуя Новый год, выбрасывали в окно мебель. Теперь перестали – перешли на шоппинг.
Соревновательные покупки похожи на потлач. Во-первых, идет ритуальное уничтожение денег во имя сиюминутного удовлетворения самолюбия. Во-вторых, в пылу состязания часто под руку берутся не самые нужные вещи, которые заранее обречены на последующее уничтожение.
Пример чрезмерного соревновательного шоппинга описан в русском фольклоре. Некий музыкант и предприниматель Садко бьется об заклад с новгородскими деловыми кругами, что скупит все товары в городе. Как только замысел ему почти удается, товары в городе по естественным экономическим законам появляются снова. Садко с удвоенной силой принимается за шоппинг. Новгород в тот раз свою честь отстоял, но поединок с Садко, судя по всему, крепко источил его продавательную способность. Был я в прошлом году с девушкой в этом Новогороде. Мы обошли весь город, после чего моя спутница сделала вывод, что для чего – для чего, а для шоппинга он сейчас абсолютно не приспособлен. Отсюда вывод – не стоит увлекаться.
Шоппинг – это возможность женщины почувствовать себя центром потребительского общества, погрузиться в иллюзию, что все, что шьется и точится, создается именно для нее, на ее взыскательный суд и выбор. Кстати, по всем правилам магического ритуала все так и обстоит.
Наконец, форейтор Заката подносит ко рту золотой рог и возвещает конец охоты. Искательницы с яркими пакетами в руках выходят из угодий и возвращаются в реальную жизнь, постепенно теряя охотничий блеск в глазах, ослабляя внимание, превращаясь из Артемид в привычных нам очаровательных современниц. На время, конечно.
И в чем-то формула шоппинга похожа на поиски Любви. Но об этом точно не в этот раз.
Tags: paperback writer, встречи с прекрасными, мифотеррия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments