Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

Рок-оперы 1960-х. Сюжетный признак жанра

Жанр рок-оперы, до сих пор являющийся притягательным для сочинителей рок-музыки и даже для некоторых слушателей, все еще не окончательно вычеркнут из музыкального реестра, в основном, из-за своей псевдоинтеллектуальности. Хотя само его существование оправдывает лишь присутствие на планете Земля дисков «Jesus Christ Superstar», “Tommy” и «Quadrophenia». Но, согласитесь, трёх произведений слишком мало, чтобы брать на себя ответственность за существование целого жанра.
Что для мене, то я воспринимаю этот жанр упадочным. Не по своему качеству, а, скажем так, по техзаданию. Он создавался как декаданс, да, за некоторыми исключениями, таковым и остался.
Обратимся к содержанию первых британских рок-опер, написанных в 1960-е годы.  То есть ДО «Jesus Christ Superstar». Последнюю я бы вообще предложил воспринимать ВНЕ контекста жанра. Хотя бы потому, что этот цикл создавалось в принципиально иной – не рок-н-ролльной атмосфере, а сам рок был использован сэром Уэббером как один из инструментов, необходимых для раскрытия его замысла.
Итак, после сурового отбора (и постоянного поиска границы между true «рок-оперой» и «концептуальным альбомом») у нас в сухом остатке остаются такие вот прото-рок-оперы, созданные реально действующими музыкальными коллективами:

The Pretty Things - S.F. Sorrow (декабрь 1968)
The Who Tommy (май 1969) (эта пластинка впервые была названа рок-оперой)
The Kinks - Arthur (Or the Decline and Fall of the British Empire) октябрь 1969


Прослушивая и разбираясь в сюжетах мы вдруг понимаем, что у всех этих циклов один и тот же сюжет – отверженный обществом смиряется в финале. «S.F. Sorrow» и «Tommy» повествуют о судьбе патологически невезучих героев, в «Arthur» в центре внимания история рода, а по хорошему целой страны. После духовного путешествия в себя, болезненной саморефлексии и окончательной внезапной потери близких герои «S.F. Sorrow» и «Tommy» превращаются каждый в «Loneliest Person» (самого одинокого субъекта), а главный герой «Arthur» после каждого исторического поворота становится все более уязвимым и социально изолированным. Особенно жалким выглядит Себастьян Сорроу, в то время как Артуру, благодаря харизме лидера Kinks Рея Дэвиса, удаётся сохранить хотя бы минимальное достоинство. В конечном итоге, каждый из них покоряется своей участи. И это, напоминаю вам – рок(!)-оперы, а рок в шестидесятых еще пропитан настроениями бунта или по крайней мере нонкомформизма. Или к этому времени все уже скурились?
А также сюда теоретически можно добавить чуть не дотягивающий до "чистой" рок-оперы еще более древний диск британской группы Nirvana «The Story of Simon Simopath» (октябрь 1967), где герой, скрываясь от реальности, все дальше уходит в мир своих грез, исправно посещая при этом психиатрическую клинику.
Отметим, что идея смирения с идущим мимо героя ходом вещей не осталась в шестидесятых, а двинулась дальше в семидесятые. В совершенной с музыкальной точки зрения «Quadrophenia» от тех же The Who протагонист Джимми так же складывает лапки, отрекаясь от своих модовских идеалов и впрягается в «Dirty Job» подобно своим презираемым предкам.
Да что там говорить – и заглавный герой «Jesus Christ Superstar» смиряется. И даже не в финале, а в начале второй части. Правда, придумал это не атеист Тим Райс, а евангельская традиция. И, позволю себе напомнить, завершается опера не Воскресением Христовым, а погребением.
Но наиболее жалким выглядит Пинк из уотерсовской «The Wall», которая хоть и заявлена как «концептуальный альбом», но линейный сюжет, персонажи и четвертая сторона целиком сильно роднят её с рок-оперой. Так вот, по стремлению вымолить у слушателей жалость к себе и уровню безобразного для взрослого мужчины нытья Пинк (и управляющий им Уотерс) покрывает Себастьяна Сорроу как бык овцу.

В общем, жанр рок-оперы изначально создавался как конформистский, декадентский и исполненный атмосферы жалости. Как будто блистательные авторы обращались к нему, чтобы феерично понять. Чтобы аз и навсегда (только Пит Тауншенд оттягивался дважды). А о нелегком поиске границ между "концептуальным альбомом" и "рок-оперой" - в другой раз.


Кстати, чтобы вы чего не подумали – я очень люблю все вышеназванные пластинки). Там музыка отличная. 
Tags: из жизни песен, лекции для колхозников
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments