Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Category:
  • Music:

Tootscats: "Jason Clause" (с) 2014.


TOOTSCATS

"Jason Clause" (с) 2014

Антон Солодкий - вокал, гитары, клавишные, гиталеле

Роман Макаров - вокал, бас, клавишные, флейта

Александр Кашев - ударные, гобой, клавишные, вокал

В записи принимали участие Илья Мищенков (скрипки) и Леонид Мошкович (контрабас).

Что меня мирит с Саратовом? Близость Волги. Проспект. Терпимый темп жизни. Красота местных девушек. И, кстати, в Саратове есть арт-рок! Правда, представленный всего одним проектом. Но по сравнению с сотнями городов, где показатель арт-роковых групп намного меньше, это уже существенный прорыв. С арт-роком на этой планете вообще что-то странное происходит. Многие тысячи людей вообще уверены, что сюда можно отнести «Muse» – красивых, шикарных, но окучивающих огород стандартной рок-песни.

Итак, перед нами альбом «Jason Clause», сочинённый, сыгранный, записанный и сведённый силами трио «Tootscats». Когда-то трио «Tootscats» было удивительно хорошим интересным квартетом «Nice Cliques», но потом группу покинул изначальный идеолог коллектива Иван Ильин. Оставшиеся долго думали. Настолько долго, что со стороны казалось, что они поросли мхом или махнули рукой на это неблагодарное дело. Но их затянувшееся размышление не то, чтобы утянуло их в нирвану, но сделало их лучше, что, собссно, настоящий альбом и доказывает. Скажем так: сужение до трио вынудил музыкантов стать еще изобретательнее и искать способы извлекать тремя парами рук и ног максимальное количество музыки. То, что за одну песню музыкант может неоднократно менять инструменты – это норма жизни и залог выживания в условиях, когда разгулявшееся музыкальное воображение стремится вырваться наружу, даже если ему придется при этом разнести в мелкую крошку череп.

Традиционно «Tootscats» вешают лапшу на уши

убеждают доверчивых землян, что играют смесь арт-рока и инди. Но, могу, предположить, что заклинание актуальным понятие «инди» - это достаточно застенчивая попытка уйти от признания, что они играют правильный арт-рок – жанр, который уже двадцать лет назад выглядел анахронизмом. Лично для меня это уже гражданский музыкальный подвиг, но многим другим землянам понравится то, насколько современно они подают музыку этого списанного в архив жанра. Работа со звуком, актуальная подача, правильные акценты умело дополняют причудливые ритмические размеры (часто сменяющие друг друга), «завёрнутые» инструменталы и неизбежную эклектичность материала. При этом музыкальная культура драматургии и аранжировок отсылает нас к щедрому наследию «King Crimson» (разных периодов!), а мелодика – неожиданно к «Gentle Giant ». При том, что эти археологические по своей сути мотивы оказались обыграны с позиций нового века. Понятно, что сотни слушателей, избалованных музыкальной жвачкой, выключат, не дослушав первого трека – это неизбежный риск такового жанра. Мене кажется, что определённая частичная обреченность их музыки в значительной степени угнетает «Tootscats», убивает в них апломб и наглость (отлично ощущаемую при сочинении и записи). Да, ладно, хоть на концертах они больше не напоминают манекены в чрезмерной меланхолии стали лучше выглядеть! Много чего, кстати, стало лучше. Например, пришел конец эмоциональной монотонности, о чем свидетельствует драматическая «Sea Theme». Универсумная «Lemnos» вообще претендует на совершенство в жанре музыкального эпоса. Авторы уверяют, что это, кроме всего прочего, концептуальный альбом с единым сюжетом. Проверил: точно, все темы композиций соотнесены с обстоятельствами славного похода аргонавтов и и его достаточно бесславными результатами.

При этом перед нами тот случай, когда изначальная сложность материала не мешает органическому удовольствию. Моё первое прослушивание выглядело так: мене надо было спешить на встречу, а я откладывал выход, чтобы дослушать до конца композицию… а заодно и следующую… хотя можно и еще одну. А с учётом того, что треки длятся по 4-5 минут, естественно, я опоздал.

Кстати, кое-что от инди тут есть – определенная «обыденность» самих тембров голосов. Впрочем, в большинстве случаев отсутствие ярких тембров компенсирует правильное двухголосие. Голоса удачно сочетаются, спето педантично правильны, так что все претензии снимаются. О! «Ужели слово найдено» (с). Педантично! Альбом представляет собой результат педантичной и скрупулёзной работы над соответствием только им самим ведомым стандартам качества и аутентичности. Я видел не раз радость математиков, приходивших в восторг от попавшегося им непростого уравнения. Догадываюсь, что в этом случае вдохновение имеет похожую природу.

В качестве неудачи могу назвать показавшееся мене неоправданным привлечение струнной группы в трек «Once Upon A Time In Love». Скрипки не звучат аутентично, я их несколько раз принимал за партию синтезатора. С другой стороны, люди хотят записать струнные – пусть пишут струнные! Кто мы такие, чтобы мешать людям усложнять себе и без того нелегкое странствие вдоль и поперёк музыки!

Пока мене этот альбом представляется главным релизом саратовской музыки в этом году (хотя я не против, если город мене переубедит и подбросит что-то лучше). А «Tootscats» достойны уважения за то, что понимая сколь узок круг этих революционеров все сопутствующие риски продолжают свое движение путём самурая.

Те, у кого есть голова, поймут эту музыку сердцем.

Tags: застенчивый рецензент
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments