Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Category:
  • Music:

Василий Уриевский – «Тыщ-Ты-Тыщ» (с) 2014. Внутренний диалог по поводу альбома.

Василий Уриевский – «Тыщ-Ты-Тыщ» (с) 2014

Василий Уриевский - вокал, гитара, бас-гитара, программирование, перкуссия

Михаил Гардин - клавишные, гитара, аккордеон, бас-гитара

15 апреля Василий Уриевский выбросил на пару сотен интернет-площадок (и для любителей физических носителей припас на компакт-дисках) новый альбом. Честно говоря, лично я ожидал диск записанный в «толстом» составе, он же группы «Комик$ы», он же группа «Gardina» (удивительно много названий для четверых человек, не находите?).
Кажется, диск должен был называться «Штучка» и по каким-то причинам от него пришлось отказаться. Но и в привычном дуэте, который раньше назывался «
УГ» (еще одно название!) вышло хорошо. Альбом записался дома у Василия и свёлся, кажется, в Киеве (хотя кто его знает, что там в этом Киеве).

Движимый вперед суровым локомотивом в виде широко любимой слушателем «Песни ни о чем» альбом хорошо усваивается и, надеюсь, значительно расширит и без того нехилую аудиторию Уриевского.

Плюсы альбома всем очевидны. Оправдываю жанр рецензии механическим их перечислением – отличная актёрская подача (в тембре, в интонациях), весёлые, неожиданные рифмы («покупаю целлофан – just for fun», «ежемесячные, правда, обязательны отчеты, а чё ты хотел, ожидал чё ты?» и, естессно «в мире много насилия, просто мир еще не знает Василия»), виртуозные скороговорки, великолепный Миша Гардин на полудесятке своих инструментов, безграничное обаяние и личная харизма самого протагониста и просчитанная тематика сборника – ничего в форме не раздражает, не злит, не возмущает, не вопиет.

И знаете что? Я не знаю, что сказать о музыкальной составляющей, кроме «все уместно, все удачно, все на своем месте». Отдаю себе отчет, что со стороны звучит сухо и не передает в полной мере моё чувство глубокого удовлетворения. Но, положа руку на сердце, признаемся, что люди на концерты Василия ходят не ради мелодий. Для примера отметим, что наиболее востребованные зрителями песни («Песня ни о чем» и «Фотографы и Музыканты») – строятся на речитативе (в первом случае, сдобренном инструментальным рефреном). Людям всё-таки важнее, ЧТО именно Вася вещает, а не в какую мелодическую форму он свои вещания облекает. Это всё-таки возвращает нас к неизбежному выводу о том, что материал по-прежнему находится на территории авторской песни. Хотя это не труруро же! не ругательство и не приговор, это верность корням. И, кстати, когда на альбоме встречаются мелодии, лично меня они устраивают. Полностью.

Остановимся-ка мы лучше на тематике и принципе комплектования альбома, если никто не возражает? (Впрочем, если и кто-то возражает, особо это ни на что не повлияет).

Первая часть – это, по-хорошему, памфлет на сложившиеся стереотипы «нормальной жизни» современника-горожанина. Герои песен (хотя здесь уместнее говорить «герой», ибо речь тут идёт о смысловом единстве «лирического героя») задыхаются в колесе социальной сансары с её раз и навсегда заданной последовательностью необходимых этапов («Песня ни о чем», «Я больше не буду», «Фотографы и музыканты», отчасти «Самый лучший начальник») или переживают разочарование от несовпадения реальных отношений с их предвосхищением («Жизнь после свадьбы», «Тыщ-ты-Тыщ»). Если продолжать, можно, чего доброго, додуматься до того, что вся первая половина альбома – демонстрация отвращения лирического героя к любым обязательствам, модернизированная версия платоновского гимна «сокровенному человеку». Но мы вовремя свернём, чтобы не продолжать в этом направлении.

Зайдём с другой стороны. Герой Василия – этакий Питер Пэн, застрявший в этой реальности и потерявший возможность вернуться в Неверлэнд. А так как способностью взрослеть он при этом так и не разжился, то необходимый набор шагов социализации, который проходил почти каждый из нас, подобен для него дантовскому нисхождению вдоль кругов ада. И не для него одного.

В захаровском фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Бургомистр в исполнении И. Кваши обращал внимание на то, что ему каждое утро необходимо идти на службу: «Я не буду говорить, что это подвиг, но нечто героическое в этом есть». Аудитория альбома – это если не больные синдромом Питера Пэна, то, как минимум, единомышленники славного ганноверского бургомистра (кстати, я сам из вторых, а определенными участками мозга – ещё из первых). После того, как конец девяностых-начало двухтысячных наглядно продемонстрировали, что американско-европейская культура офисной корпоративности на российской посконной почве прорастает в чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй нечто, пародирующее и даже дискредитирующее её, немало тысяч сограждан серьёзно задумались о том, насколько оправдана идея каждый день ходить на работу, тратя там большую часть времени своих единственных и неповторимых жизней. Я тут даже не про себя, а про людей, которые на самом деле на работу ходят. И Василий для них/для нас – как глашатай поколения. Или если не поколения, то просто бездельников нашего времени. А про «Фотографов и Музыкантов» я уже огрызался и спустя год остался при своём мнении – она отражает, в основном,сомнения и метания автора/лирического героя, который прячется то за маску совего сверстника, то за маску его родителей из поколения «достигаторов» и «Уралвагонзавода». А позиции самого Василия по отношения к тому осиному гнезду, которое к той проблеме, которую он разворошил (по собственной инициативе, кстати, безо всякого принуждения) – не было и нет.

И тут вспоминаешь, про пародийность (самое время!) практически всех текстов и понимаешь главное –альбом про патологическую боязнь быть несвободным. Это, конечно, между нами говоря, не самая блестящая разновидность любви к свободе, но тоже весьма благородное ощущение.

А подлинный гимн свободе начинается во второй половине альбома, которая заставляет вспомнить, что у Уриевского еще не было титула «трибун нравов» (как у Катона), а был отличный ярлык псевдоним «гейзер позитива». А то по первым семи песням как-то и не вспомнишь. Впрочем подозреваю, что этот ярлык псевдоним самому Василию надоел хуже горькой редьки, зато маркетинговое предложение им сразу в двух словах описывается.

С песни «Удивительное рядом» и идёт что-то вроде катарсиса (если кто-то реально представляет значение этого слова). «Удивительное рядом» и «Улыбайтесь чаще» дарят концентрированную радость, которая и принесла Уриевскому известность. «Улыбайтесь чаще» (и чаща улыбнётся тебе, простите не смог удержаться) - это вообще раскрытый артистом секрет собственной стойкости и внутренней силы.

Более того, в «Самом лучшем начальнике» Василий легко снимает острополемичность тех же «Фотографов и Музыкантов» и остальных памфлетных номеров, противопоставляя им разумный индивидуализм свободного человека. Впрочем, чего скрывать, сам Василий Уриевский намного удачливее (или намного целеустремленнее) своего лирического героя.

Правда, в этой подборке более ранний хит Василия «Я пришел на эту землю, чтобы делать хорошо» звучит несколько инородно и куда наивнее всего остального, более зрелого материала. Но эта песня – визитная карточка Уриевского, в данном случае без неё нельзя было завершить альбом. Как и предыдущие три песни она обладает терапевтическим эффектом: снимает практически все негативные эмоции и избавляет от внутреннего диалога (правда, как вы поняли, не всех).

Альбом на Яндекс-Музыке

АЛЬБОМ на COOGLE-PLAY

Альбом на ITunes


Tags: застенчивый рецензент
Subscribe

  • Под парусом, или собачья щука

    Во время прогулок под парусом на нашей традиционной стоянке для купания мы поймали немаленькую такую щуку. Совместными усилиями: Митя со…

  • Под парусом, или митин сон

    Идём с Митей под парусом, а он свой сон рассказывает: Прихожу я как-то к тебе, а ты мне хвастаешься: вот, смотри, машину купил. И стоит во…

  • День шоколада-2021, или уж 12 лет как

    На календаре – День шоколада и бескомпромиссный календарь уверяет, что мы с А-кой поженились уже 12 (двенадцать) лет назад. И это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments