Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

Герои? Супер!

Журнал "СГУщёнка", №9

Даже если супергерои не спасают мир (что еще не является точной информацией), то уж общество потребления они на плаву поддерживают точно. Их изображения и символика оказываются на одежде, предметах быта и последние шестьдесят лет умудряются оставаться в тренде. Герои популярного ситкома «Теория Большого Взрыва», например, каждую серию появляются с ярким супергеройским логотипом – Шелдон на футболках, Говард – на пряжках ремня. О супергеройских приключениях снимают дорогущие фильмы с красивыми и обаятельными актерами, которые приносят своим создателям миллионы долларов. То есть, супергерои, даже не сильно напрягаясь, стимулируют движение денежных масс.
Западные дети и подростки, принимая решения, нередко задумываются «А как бы на моём месте поступил бы (скажем) Зелёный фонарь?». Не то, что они после этого обязательно поступят правильно, но какая-то рефлексия в незрелом мозгу обозначится. Куда ни кинь – даже, если сверхгероев в реальности и нет, пользы от них достаточно.
В древнем мире легендарного человека с неординарными возможностями или с навороченными гаджетами воспринимали не как экзотику, а как соплеменника, которому, может чуть больше повезло (вариант: чуть больше не повезло). Такой же как мы, только жил чуть пораньше: «А стены у нас в городе сам Геракл клал»; «Гильгамеш, говорите? Да, было дело, повадился он как-то к нам на Ливан кедры валить»; «А в Новгород от Киева поехал Добрыня свет Никитич! Ох и суровый мужик был, не то что нынешние!». Никакого эскатического восторга перед героями люди обычно не испытывали. Избавит от змия – и слава ему! Наломает дров – урод криворукий! Персей, Ланселот, Фер-Диад и Илья Муромец были практически «ребятами с нашего двора». Все свои.Европейское средневековье подорвало уверенность людей в себе, внушило им мысль об ординарности человека и небезграничности его возможностей. И даже феномен Возрождения в этом отношении ничего не изменил. К концу 19 века пессимизм цивилизации лучше всего описал Ницше, теоретически обосновав пропасть межу человеком и сверхчеловеком. Тем самым, почва для создания супергероев была подготовлена. Нужен был грамотный бизнес-план. И в его реализации помогли комиксы – издания для тех, кто читать уже разлюбил, а картинки смотреть еще хочет.

В 1938 году в Америке был издан первый комикс о Супермене – уроженце планеты Криптон, вынужденном жить на нашей планете. Для него земляне – ухудшенный вариант криптонцев – они не умеют летать, не обладают обычной для Криптона физической силой, а главное, разобщены и не способны объединиться перед лицом зла. И исполненный благодарности приютившей его Земле Супермен (на людях выглядящий как воплощенная посредственность по имени Кларк Кент) решает в одиночку бороться против насилия, жестокости и последствий Великой депрессии.
Рисованные сказания о всемогущем гуманисте имели феноменальный успех. Окрыленные успехом, издатели стали придумывать похожие истории про необыкновенных бойцов за справедливость. Так начался Золотой век комиксов.
Сейчас все значимые супергерои, когда-либо придуманные в Америке, являются интеллектуальной собственностью двух комиксовых издательств-монополий: DC Comics (там издаются биографии Супермена, Бэтмена, Женщины-Кошки и членов Лиги Справедливости et cetera) и Marvel Comics (где печатаются похождения Человека-Паука, Железного Человека, Тора, Халка и всех прочих Мстителей, а также несметного полчища Людей Икс во главе с Россомахой et cetera). Пересекаться в одном художественном мире персонажи разных издательств не могут ни при каких обстоятельствах. Единственное исключение – Соколиный Глаз (даже непонятно, за что такому проходному в общем-то персонажу такая честь!). Собственно и само слово «Супергерой» было зарегистрировано этими компаниями как товарная марка. Но это тот самый случай, когда всем наплевать на копирайт и все пользуются им на «пиратских» условиях.
Несмотря на кажущееся многообразие, образ всех супергероев построен по единой схеме. Они ведут двойную жизнь: в одной они обыденные, малоинтересные личности (Питер Паркер, Брюс Уэйн, Селина Кайл ), в другой – таинственные нарушители или восстановители спокойствия со звучным псевдонимом (Человек-Паук, Бэтмен, Женщина-Кошка). Тайну своей личности они хранят пуще всего. Как объясняют авторы – охраняя свою частную жизнь. Результатом становится полное отсутствие у них частной жизни. Подавляющее большинство героев – непреодолимо одиноки. Всякие завязывающиеся было у них отношения обречены – своё призвание они ставят больше счастья партнёра.



Это раздвоение личности приводит к внутреннему конфликту, сопровождающему жизнь многих сверхперсонажей. Традиционно эталоном разрушительного самокопания считают Бэтмена. Но, конечно, по самокопательной разрушительности (в переносном и прямом смысле) его затмевает Халк, чья биография является доведенным до постиндустриального абсурда переложением повести Р. Стивенсона «История доктора Джекила и мистера Хайда». Оба воплощения Беннера-Халка ненавидят и презирают друг друга и мечтают друг от друга избавиться, в ярости уничтожая все вокруг. Халк разносит в пыль все, что попадается ему на глаза Беннер рушит все социальные связи с окружающими.
В своём не-социальном воплощении супергерои облачены в яркую облегающую и нелепую форму из спандекса. Единственное достоинство этих кошмарных одеяний – они подчеркивают хорошую физическую форму у мужчин и отличную фигуру у женщин. Большинство героев носят маски. В ряду исключений – Супермен и трое из Фантастической четверки. Именно комплект «Костюм+Маска» приковывает внимание СМИ и обывателей и отвлекает от самих протагонистов, в тот момент, когда они переодеваются по-человечески.
Раздвоение личности этих персонажей и излишняя пафосность их монологов стала темой бесчисленного числа пародий (сравнимых по количеству с самими супергеройскими произведениями), начиная от анимационного сериала «Черный плащ» и заканчивая чудовищным кинофильмом «Пипец». И успех у пародий столь же стабилен, как у оригиналов. Что свидетельствует о том, что все внутренние изъяны жанра аудитории вполне очевидны.
Основные причины происхождения сверхспособностей у супергероев тоже достаточно типичны. Так, Супермен и Могучий Тор – пришельцы из иных миров и только земляне считают, что они умеют что-то особенное. Халк, Человек-Паук, Фантастическая четверка получили свои аномалии под влиянием радиации. Хорошо обеспеченные герои (например, Бэтмен и Железный Человек) построили свою деятельность на передовых технических разработках и личном самосовершенствовании. У остальных способности врождённые, так все Люди Икс носят в себе «геном Икс», который и делает их неординарными.
В основе хороших поступков героев – нерушимые, во многом идеалистические, нравственные идеалы. Злодеи, которые им противостоят движимы маниакальной идеей (Джокер, Локи, Магнето, Доктор Осьминог), в редких случаях – органической агрессией (Россомаха, Халк). Суперзлодеи стали появляться в повествованиях, когда авторам стало понятно, что шпана и коррумпированные чиновники – недостаточно выгодные противники для супергероев и начали создавать антагонистов по тем же лекалам, периодически меняя полярность с «плюса» на «минус». Нередко суперзлодеи обладают сверхспособностями или выдающимся интеллектом, как и супергерои, но норовят их использовать не во имя людей, а реализовывая свои сиюминутные прихоти. Приход в мир очередного не в меру ретивого суперзлодея заставляет некоторых положительных персонажей объединятся в команды (Мстители и Лига Справедливости). С другой стороны, даже если бы таких злодеев не существовало, их следовало выдумать, ибо объединение супергероев – это отличный маркетинговый ход, позволяющий увеличивать тиражи комиксов.
Сверхгеройские комиксы как и компьютерные игры стали неиссякаемым источником сюжетов для голливудского кинематографа. Супергеройское кино дарует зрителям череду крышесносязих визуальных эффектов, перемежающихся пафосными монологами. Главное – подобрать «правильное лицо».
При всем при этом, культура супергероев в России востребована достаточно формально. Во-первых, у нас не приживаются комиксы. Не любит русский человек такие полумеры. Он если бросает читать – так полностью! Поэтому, предположим, Бэтмена с Суперменом он еще знает, а словосочетание «Зелёный фонарь» ему не говорит ничего, а имя «Флеш» вызывает в сознании только образ USB- накопителя.
А во-вторых, сама идея русскому не близка. Ведь при большой популярности у русского зрителя, скажем, Хью Джекмана фильмы с участием Россомахи у нас много денег не собирают. А Роберт Дауни-младший для нашего зрителя – в первую очередь не Тони Старк, а, скажем, Шерлок Холмс из франшизы Гая Ричи. Из всего супергеройского каталога у нас более-менее востребован разве что Человек-Паук и Бэтменская франшиза «старого» образца, когда в режиссерском кресле сидел Тим Бёртон.
А всё потому что, сама идеология комиксовых баек строится на ницшеанстком противопоставлении «обычных» людей и супергероев. А для нашей культуры ницшеанство прошло более-менее безболезненно (исключения, вроде Раскольникова, не в счет!).

И в отличие от американца, русский человек никогда не мнит себя «обыкновенным». Русский всегда помнит, что внутри него таится супергерой. И чаще всего, плоховато таится.
Tags: paperback writer, лекции для колхозников, мифотеррия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments