Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

Мотив коня в творчестве «З-Бэнда» (Коня двинуть!).

Сложно представить себе пост, который бы был отмечен тэгами "логофилия" и "з-бэнд" одновременно, но оказалось такое возможно.
На моей ежегодной закрытой вечеринке "Калигула в Простоквашино - 3" mari_blond и nica_kori к вящему удивлению присутствующих прочли сугубо "филологический" текст "Мотив коня в творчестве «З-Бэнда»". Юмора поняли не все - это было под конец вечера, когда часть понимающих наш птичий метаязык уже оправилась по домам. Но те, кто пародию оценил попросили выложить. Для тех, кого гиперборейская филологическая чума не коснулась - таким языком и с такой аргументацией у нас пишутся курсовые работы. На дипломную этот текст не тянет, а  nica_kori бы лучше занялась своим настоящим дипломом (когда выздоровеет, кншно). Привожу дословно:

Кафедра общего з-бэндоведения и кириллмихалычезнания
Мотив коня в творчестве «З-Бэнда»
Дипломная работа

Кравцовой Дины и
                                                                                                                                                                              Трухиной Марии

Научный руководитель - кандидат з-бэндоведческих наук, проф.  А.С. Андреев

Саратов, 2013


Введение

Тема нашей дипломной работы – «Мотив коня в творчестве карнавального оркестра “З-бэнд”».

Актуальность исследования заключается


в необходимости развития з-бэндоведения – достаточно молодой науки, тесно пересекающейся с Кириллмихалычезнанием, для которого выводы, сделанные в процессе нашей работы, могут также оказаться весьма полезными.

Объектом нашего исследования являются тексты песен «З-бэнда», а предметом реализация в них вышеупомянутого мотива коня. Предупредим возможные вопросы: нас интересует именно мотив, а не образ коня в поэтическом наследии карнавального оркестра, поскольку в этом случае мы имеем дело с так называемым образом-мотивом – устойчиво повторяющейся в чьем-либо творчестве темы, выраженной в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов[1].

Цель нашей работы: изучить, как реализуется мотив коня в творчестве карнавального оркестра З-бэнд. Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи:

1) выявить, в каких текстах «З-бэнда» наиболее ярко представлен мотив коня, и внимательно изучить их;

2) рассмотреть проникновение упомянутого мотива во внетекстовые категории;

Реализации мотива коня.

Несмотря на то, что стихи, составляющие текстовую основу песен З-Бэнда, вышли из-под пера разных авторов[2], сверкающим пунктиром проходит через них мотив коня. В сюжете конкретных произведений он реализуется подчас причудливо, проходя трансформации от вполне определенного образа спутника главного героя до телесного воплощения метафизического вселенского пофигизма и надежды на супермена.

Так, в «Балладе о людях, нашедших свое место в жизни», интересующий нас мотив реализуется в конкретном образе коня, несущем традиционную функциональную нагрузку: его используют в качестве транспортного средства:

Штирлиц Джеймсом Бондом подхалтуривал,
Ездил по Нью-Йорку на коне.
Сдерживал, как мог, он диктатуры шквал
Не за деньги - из любви к стране.

И чтоб жена его ни с кем не путала
Ее будил он, шпорами звеня…[3]





Однако традиции з-бэндоведения предостерегают нас от поверхностной трактовки этого эпизода. Из того, что Штирлиц, имея в арсенале богатый выбор средств передвижения, выбрал такой нетрадиционный способ движения, как верховая езда, можно сделать вывод, что конь в данном случае – скорее соратник героя, магический помощник[4]. Не исключено, что именно конь – точнее, Конь – и помог герою оказаться на месте агента 007, на коне в прямом и переносном смысле этого слова.

Совершенно по-иному раскрывает изучаемый нами мотив в песне «Выдыхай, бобёр!».

Труд настырно творит

Из гориллы коня

С промежуточной стадией

В виде меня.[5]




Здесь конь – уже не материально выраженный образ, а некая идеальная константа, к которой направлен вектор стремления духовного и физического совершенствования главного героя посредством трудового воспитания, намеченный еще Ч. Дарвином[6].
Апофеозом развития мотива коня по праву можно считать песню «Конь в пальто», где он (мотив) служит сюжетообразующим. Образ коня-спутника, коня-помощника, появившийся в «Балладе…», здесь трансформируется в образ самостоятельного героя. Перед нами предстает новый тип супермена (хотелось бы отметить, что мотив суперменства – еще один из ведущих мотивов творчества «З-Бэнда») – супер-Конь, несравненно превосходящий по могуществу своих предшественников.

Перед тем, как перейти к следующему разделы нашей работы, хотелось бы упомянуть еще об одной песне, заслуживающей нашего исследовательского внимания. Это баллада «У Мэри есть баран». Напомним, что в тексте упомянуто 15 видов животных (баран, козел, енот, лиса и т.п.), однако в этом списке не оказалось коня (лощади, пони). Почему же? На наш взгляд, это объясняется тем, что присутствие Коня своим величием нарушило бы мирный хронотоп песни, вызвало бы дисгармонию в произведении и привело бы к хаосу, что противоречит задачам коня в этом мире[7].

Помимо упомянутых в нашем исследовании текстов песен, мотив коня проявляет себя также в названии рабочей группы оркестрика «Лошадь в окне», созданной на платформе социальной сети «ВКонтакте». Это является ярчайшим образцом проникновения мотива во внетекстовые категории. Однако работа с этим объектом на данном этапе представляет для исследователей серьезные трудности. Достоверно известно одно – название появилось после того, как одному из участников явилась Лошадь в окне. Как считают исследователи, тут-то и зарыта собака – а точнее будет сказать в нашем случае, конь.

Таким образом, изучение «Лошади в окне» можно отнести к перспективам нашего исследования. К ним же относится рассмотрение таких мотивов, как мотив суперменства и мотив енота. Кроме того, небезынтересным для з-бэндоведов представляется и новая магистральная линия исследований – сравнительный анализ творчества «З-Бэнда» и «RollingBarrels».

Выводы.

В свете всего вышеперечисленного мы находим в себе исследовательскую смелость заявить, что перестук конских копыт и дальше будет разноситься по музыкальным тактам З-Бэнда.



[1] Виды художественных образов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lagunovskij.ucoz.ru/index/vidy_khudozhestvennykh_obrazov/0-33#. Дата обращения: 01.02.2013. Загл. с экрана.

[2] Рассматриваемые в нашей дипломной работе песни написаны Кириллом Захаровым и Александром Андреевым [Тут дипломницы допустили неточность - есть еще соавторы - К.З. ].

[3]  [Васильева-Морзова Е. ,]Захаров К.М. «Баллада о людях, нашедших своё место в жизни» // альбом «Охота на снарка».

[4] Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt. Дата обращения: 02.02.2013. Загл. с экрана.

[5] Захаров К.М. [Бучнев Д.А.] «Выдыхай, бобёр!» // альбом «Любовь – это бренд»

[6] Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html. Дата обращения: 02.02.2013. Загл. с экрана.

[7]Все названия животных, используемые в песне, состоят из двух или трех слогов. В слове «конь» слог один, поэтому его присутствие в песне могло нарушить гармонию стихосложения.

Tags: встречи с прекрасными, з-бэнд, калигула в простоквашино, логофилия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments