Кирр Зах (kirr_zah) wrote,
Кирр Зах
kirr_zah

Categories:
  • Music:

введение в драконологию

Российский Новый год – символ отечественной культурной всеядности. Этот праздник настолько любим, что мы с радостью распахиваем двери совершенно разноприродным культурным символам. Мы одинаково рады и отечественному Деду Морозу, и кока-кольному Санта-Клаусу. Украшаем дома и немецкой рождественской елкой (хотя в Германии Рождество – в декабре), и символами животных из китайского календаря (хотя год в Китае начинается в феврале). Мы уже все в курсе, что 2012 год станет годом водяного Дракона. Осталось только разобраться, кто такие драконы и с чем их едят.
                                   

Двенадцать животных – покровителей лет удостоились этой чести за то, что однажды пересекли холодную и широкую реку, откликнувшись на приглашение Будды. Будда, то есть царевич Сиддхартха Гаутама окончил свой земной путь около 483 года до нашей эры. И для его современников, наблюдавших эту любопытную процессию, дракон воспринимался не как фантастическое, а как реальное, интересное и не самое распространённое животное. В общем-то, неудивительно, если вспомнить, что эти умники не смогли однозначно решить, кто полез в реку непосредственно перед драконом: кот или кролик. Те ещё натуралисты, надо отметить.

Каждому по дракону
Драконы – уникум мировой мифологии. Каждый народ в своём регионе с древности передаёт сказания о каких-то «своих» фантастических животных. Часто случается, что у пары-тройки далёких друг от друга наций эти животные совпадают. Драконов знали древние люди по всему миру. Как будто они кишмя кишели по матушке Земле. В разнообразных древних культурах встречались сюжеты с участием большого змея с огромными лапами, громадными глазами, а зачастую и с крыльями.
Конечно, в различных местностях драконы имели всякие морфологические отличия. Хорхе Луис Борхес – автор «Книги вымышленных существ» − пытаясь собрать все сведения о драконах, подытожил: «Дракон обладает способностью принимать различные  облики,  которые, однако, для нас непостижимы. Обычно его представляют с головой лошади, хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с четырьмя когтями. Говорят также о его девяти подобиях: рога его подобны оленьим, голова – голове верблюда, глаза – глазам демона, шея – шее  змеи, брюхо – брюху моллюска, чешуя – чешуе рыбы, когти – когтям  орла,  лапы – лапам тигра и уши – ушам быка. У некоторых экземпляров нет ушей, и они слушают рогами».

При этом не надо забывать, что, как сказал Киплинг, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Так, если на Востоке дракон – это чаще всего нечто позитивное, то на Западе от этого образа веет стойкими отрицательными ассоциациями. Не последнюю роль в этом сыграл апостол Иоанн. Святой Богослов в записанном им видении, которое мы знаем под названием Апокалипсис («Откровение»), описал это существо в крайне невыгодном свете. Он сделал образ красного дракона синонимом Врага всего человечества. В частности, изображая битву сил добра и зла, святой визионер вещал: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и аггелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную».

Но и задолго до деятельности родоначальников христианства люди в Европе ничего хорошего от драконов не ждали. Поэтому и уничтожали их, найдя любой благородный повод. Бог Аполлон, чтобы основать город Дельфы, застрелил дракона Дельфина и, чтобы преодолеть естественное в этих случаях неудобство, учредил в честь убиенного Дельфийские игры. Слышали про такие мероприятия, надеюсь? На эфиопском морском драконе Персей проводил испытания: сохранит ли голова Горгоны свои «окаменительные» свойства, если её предварительно отрубить? Геракл сразил дракона Ладона, чтобы добыть яблоки бессмертия. Обидно, что в конечном итоге заказчик яблок не съел, и Геракл отнёс их назад. В честь напрасно истреблённого Ладона древние греки назвали созвездие, которое в те века находилось в зените над северным полюсом, Драконом (Draco). В наши дни это созвездие дало имя любимцу девочек Драко Малфою – у него вся родня, кроме мамы, носит имена звёзд и созвездий.

Христианские времена, как вы уже понимаете, большей толерантности по отношению к змеям не принесли. Известно «чудо о змии»: святой великомученик Георгий, живший во II веке, одолел дракона-людоеда молитвой и поволок его, связанного, в город. Московские монеты с изображением Георгия, пронзающего змия копьем назывались "копейками". Так что деньги у нас - очевидного драконовского происхождения.

В VI веке народный целитель Крак опоил разбуженного польской молодёжью и оттого рассвирепевшего обитателя Вавельского холма по имени Смок. На месте этого события был основан будущий королевский город Краков. Туристам там по сей день показывают пещеру Смока. Судя по ней, обитатель был очень худым. Непонятно даже, отчего такая орава поляков не могла с ним сладить без хитрого зелья.

Драконы-воровки
Ближе к готическому Средневековью люди стали замечать сорочью привычку драконов стаскивать в свои пещеры блестящие вещи, чаще всего сокровища. С этих пор истребление драконов остановить было невозможно. Древнескандинавский воитель Сигурд-Зигфрид одолел мудрого дракона Фафнира, чтобы отнять у него сокровище Андвари. Сокровище это, правда, приносило несчастья всем его обладателям. Поэтому несмотря на то, что Зигфрид искупался в крови поверженного противника и стал неуязвимым, дальше начались одни неприятности. Самого Зигфрида предательски убили, его убийцы, родные и близкие истребили друг друга в терроре и геноциде, а в довершение несчастий композитор Рихард Вагнер написал обо всем этом трилогию опер «Сокровище Нибелунгов». Древнегерманский Беовульф тоже сражался с драконом-стражем сокровищ, озверевшим от того, что из его клада что-то украли. В битве погибли и сторож, и витязь, а вора, из-за которого сыр-бор разгорелся, так и не нашли. Кстати, в обоих случаях, после гибели основных действующих лиц, следы сокровищ теряются бесследно.

С древнейших времён про драконов шла молва, что они требуют приносить им человеческие жертвы. Примечательно, что именно в этих сюжетах драконы изображены незнакомыми с человеческой речью. Поэтому остаётся только гадать, как именно местные жители догадывались о необходимости отдавать людей на съедение. Особой загадкой становятся часто упоминаемые попытки отдавать дракону девственниц. Для пресмыкающегося, это, по-моему, не самое важное качество обеда. Тем более, как только девственницу готовят к жертве, моментально появляется удалой драконоборец и сюжет разворачивается совсем не так, как первоначально задумывалось. Великий фантаст ХХ века Роджер Желязны возвращался к сюжету «чуда о змии», как минимум, дважды. В рассказе «Бизнес Джорджа» рыцарь и дракон сговариваются, что будут сражаться друг с другом, зарабатывая деньги на доверчивости населения. В рассказе «Девушка и чудовище» драконы приносят молодых девственниц своего племени в жертву ищущим боя рыцарям, постепенно обрекая себя на вымирание.
Выражение «драконовы законы» и «драконовские меры» не имеют отношения ни к фантастическим змеям, ни к их гипотетической жестокости. Драконом звали полулегендарного законодателя Афин, который в VI веке до нашей эры создал удивительно ж`сткий уголовный кодекс – в частности подразумевавший казнь за украденное яблоко. Редчайший случай, когда один плохой человек дискредитирует целый род фантастических животных. Кстати, о западном драконе можно подробнее прочитать здесь.

Восточный талисман
Восточная культура относилась к драконам с куда большей симпатией. Драконы были для китайцев одним из важнейших талисманов Вселенной. Дракон, вместе с мужчиной и горой был воплощением праначала Янь. Кстати, сам чертёж Инь и Янь, вписанных в круг, передал людям именно речной дракон.
Драконы воспринимались как духи стихий – огня, воды, земли, воздуха, подземелий. Если драконы дрались друг с другом, стихии угрожали человеку: начинались наводнения, землетрясения, пожары. Если в схватку вступали посланники разных стихий, то все начинались «комплексные» катаклизмы. Поэтому более всего китайцы ценили в прекрасных существах их доброту и толерантность. В основном, фольклор и литература народов Востока рисуют нам или благодушные, или хотя бы нейтральные образы драконов. Жадный хвостатый правитель из известной китайской сказки – скорее исключение. Его власть была неистребима, потому что каждый народный мститель под влиянием накопленных во дворце сокровищ сам превращался в дракона. Но, скорее всего, эта сказка дошла до  нас с сильным влиянием европейских рассказчиков и переводчиков.
Дракон украшал герб и трон китайского императора. Самого властителя Поднебесной именовали «живой дракон». Умение обращаться с этими удивительными существами было почётным навыком. Древнекитайский автор Сым Цань рассказывал, что «некий Дун, знавший секрет кормления и приручения, получил от императора Шуня титул „кормящий дракона"». А губернатор Кун Цзя любил кормить собственного дракона, когда тот резвился в бассейне. Обе этих истории относятся к XXIII веку до нашей эры, так что проверить их подлинность несколько затруднительно.


Драконы «на любой вкус»
Органичный Восток принимал драконов такими, какими они были. Или какими они казались. Рациональный Запад пытался драконов анализировать и попытаться приспособить к какому-то делу. В тридцать первом томе своей «Естеств
енной истории» римлянин I века нашей эры Плиний-старший приводил рецепты лекарств, включающих в себя любопытные ингредиенты: из драконьих глаз, высушенных и растолченных с мёдом, готовится мазь, помогающая от ночных кошмаров. А снадобье, делающее человека непобедимым, любой из нас может приготовить в домашних условиях. Для этого понадобятся шкура льва, львиный костный мозг, пена коня, который только что победил в скачках, собачьи кости, а также хвост и голова дракона. Без вдумчивого описания драконов не обходился ни один бестиарий – средневековый справочник по зоологии. Средневековые авторы, стремясь привязать сам факт существования драконов к реальности, часто превосходили в полёте фантазии даже древних мифотворцев. Еще в XVI веке о драконах совершенно серьёзно писали в научной литературе.


Русские сказки слова «дракон» не знают. Змеи-агрессоры носят псевдоним «Чудо-Юдо». «Юдо» – так по имени проклятого предателя Иуды часто называют бесов и другую нечистую силу, а слово «чудо» в старину обозначало великана. Сказочные Чудо-Юдо (Чуды-Юды???? - склоняется или нет - не понял.  К.З.) носят на плечах по нескольку голов. Так в бою на Калиновом мосту Иван Быкович по очереди отражает атаки шести-, десяти- и двенадцатиглавого противников. Русские самодеятельные авторы ранее своих европейских коллег поняли, что одна голова хорошо, а несколько лучше. Впрочем, русских змеев и это не спасало.








Сказочники  XX и XXI веков, поняв, что человечество заскучало, стали утверждать, что драконы не вывелись, а просто пасутся от греха подальше на сокрытых территориях. Джоан Роулинг в собственном бестиарии даже отмечала, что «резервации драконов должны постоянно находиться под присмотром волшебников. Драконы используют любую возможность нарушить границу в поисках добычи».
Драконы как дети. Своенравные, капризные, часто опасные. Но при этом донельзя простодушные. И обаятельные. Иначе бы к ним с таким постоянством не обращались  мифотворцы, писатели, режиссёры, художники, авторы фанфиков. Дракон – это, в первую голову, ярко! Яркого года вам!


Опубликовано в журнале "СГУщёнка", № 3
Tags: paperback writer, лекции для колхозников, мифотеррия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments